Кубановедение.ру » Охрана природы

Охрана воздуха Краснодарского края


15 Ноя 2009

Изображение в записи Охрана воздуха Краснодарского края

Большинство специалистов дают в целом очень высокую оценку природным условиям края с точки зрения их влияния на жизнь человека. Однако Краснодарский край, являясь одной из наиболее густонаселенных территорий России, особенно остро нуждается в охране окружающей среды.

Наличие атмосферы — одно из главных условий для существования жизни на Земле. Человек при отсутствии доступа воздуха в легкие погибает в течение 5 — 7 минут. Каким же воздухом дышат жители Кубани?

Основными загрязнителями воздуха являются автомобильный транспорт и промышленные предприятия. Наиболее сильно это заметно в крупных городах края. Территория Кубани покрыта сетью автодорог. Количество автотранспорта в крае за последние годы значительно возросло (в основном за счет увеличения частного легкового автотранспорта).

Немного уступает транспорту и такой загрязнитель атмосферы, как промышленность. На Кубани широко представлены предприятия строительной индустрии, лесопромышленного комплекса, предприятия легкой, пищевой и химической промышленности, электроэнергетики.

В последнее время роль этих предприятий в загрязнении воздуха снижается, однако влияние их в этом отношении весьма ощутимо.

Еще одним фактором загрязнения воздушного бассейна является сжигание растительных остатков сельскохозяйственными предприятиями. Это мероприятие приобретает массовый характер в сезон после уборки урожая.

Самым загрязненным является воздушный бассейн г. Новороссийска. Здесь количество основных загрязняющих веществ в воздухе превышает предельно допустимый уровень в 4 раза. За последние пять лет неуклонно повышается концентрация в воздухе таких вредных веществ, как диоксиды азота и серы, оксида углерода, формальдегида, сероводорода. Это связано в основном с возросшими транспортными потоками в Новороссийске: развитием судоходства, увеличением грузопотоков на железной дороге, значительным ростом количества автомобилей. Кроме того, воздух в Новороссийске содержит огромное количество пыли, что обусловлено мощным развитием строительной индустрии (цементные заводы), а также особым ветровым режимом (большое количество дней с сильными ветрами).

В Краснодаре ситуация в этом отношении ненамного лучше: содержание вредных веществ в воздухе превышает здесь допустимый уровень в три раза. Наиболее загрязнен воздух формальдегидом, пылью, бензопиреном, фенолами, содержание которых превышает норму в 1,5 — 4 раза. Основным загрязнителем воздуха и здесь является автомобильный транспорт, его доля составляет 86,9% от общего объема загрязняющих веществ. Промышленные предприятия также отрицательно влияют на атмосферу города. Особенно велики выбросы загрязняющих веществ у Краснодарской ТЭЦ, предприятий химической и строительной индустрии, коммунальных служб, деревообрабатывающих предприятий.

В Армавире состояние атмосферного воздуха значительно лучше. Среднегодовые концентрации оксида углерода, диоксида азота, сажи и аммиака не превышают предельно допустимых норм. Однако среднегодовое содержание формальдегида перекрывает допустимые показатели в три раза. Это также как и в предыдущих случаях, является следствием увеличения количества автотранспортных средств. Их доля в загрязнении воздуха в Армавире составляет 93,6% от общего количества.

В Туапсе автомобильный, морской и железнодорожный транспорт также являются основными загрязнителями воздушного бассейна. Среднегодовое содержание вредных веществ в воздухе здесь колеблется от 0,3 до 3 раз вокруг предельно допустимых норм.

Сочи показывает пример относительно благополучной ситуации: здесь в последнее время разовое превышение предельно допустимых концентраций вредных примесей в воздухе наблюдалось только по диоксиду азота — в 1,9 раза.

Кроме вышеперечисленных факторов, в загрязнении воздуха велика роль аварийных выбросов вредных веществ в атмосферу. Такие выбросы случались в результате аварий на ряде производств в крае. Следует учитывать, что воздушный бассейн является проводником очень вредных для здоровья населения шума, вибрации, электромагнитных излучений. По оценке краевого центра Госсанэпиднадзора, свыше 30% жителей городов подвержены действию сверхнормативных уровней шума. Наиболее высокий уровень шума отмечается над трассами взлета и посадки самолетов — от 90 до 114 децибел. В связи с широким распространением источников электромагнитной энергии, принадлежащих радиовещательным и телевизионным компаниям, а также Министерству обороны России, стал актуальным вопрос о негативном воздействии электромагнитных излучений на население.

В крае принимаются некоторые меры по улучшению состояния атмосферного воздуха. На предприятиях строительной индустрии устанавливаются пылеуловители, системы очистки воздуха от вредных примесей. Краснодарская ТЭЦ переводится на газообразное топливо, внедряются природосберегающие технологии в других отраслях промышленности. Однако в силу экономических причин данные меры не приносят пока желаемых результатов.

В сельском хозяйстве практикуется запашка растительных остатков в почву вместо их сжигания. Однако такая практика не приобрела массового характера.

Наиболее остро стоит вопрос с выбросами вредных веществ транспортом. Большая часть автомобильного транспорта на Кубани использует этилированный бензин. В развитых странах это запрещено законом. Обеспеченность неэтилированным бензином по краю в целом составляет 40,6%. На 100% им обеспечены только Туапсинский и Сочинский районы, в других регионах снабжение им значительно хуже. Улучшить экологическую обстановку может и перевод части автотранспорта на газовое топливо. Однако процесс этот идет крайне медленно из-за слабого развития сети газовых заправок и сервиса по обслуживанию газобаллонных установок.

Неблагоприятное воздействие на окружающую среду оказывает и авиационный транспорт. Двигатели отечественных самолетов не отвечают экологическим требованиям (исключение составляет двигатель Д-36 самолета Як-42).

Территория края входит в зону действия международных конвенций о трансграничном загрязнении атмосферного воздуха на большие расстояния оксидами азота и серы, а также защите озонового слоя Земли. Требования этой конвенции по снижению на 30% выбросов сернистого ангидрида выполнено (в основном за счет сокращения использования мазута в качестве топлива для ТЭЦ и котельных.)

«География Краснодарского края. Природа. Экономика». Авторы: И.А.Терская, А.В.Терский, Д.А.Терский. Издательство «ОИПЦ «Перспективы образования»


Что Вы об этом думаете?

Ссылка: http://kubanovedenie.ru/oxrana-vozduxa-krasnodarskogo-kraya.html


Другие статьи из рубрики "Охрана природы" :